Профилактика зависимостей

Алкоголизм и наркомания является медико-социальной проблемой общества в целом, а особенно эта проблема актуальна для молодого поколения. Учащиеся школ, техникумов и вузов предоставляют собой аудиторию, которая позволяет охватить профилактикой все возрастные группы подростков и молодежи, также служит хорошей базой для проведения работы со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью «выпадения» из социальной среды). Именно работники системы образования – социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители и учителя-предметники – могут быть проводниками профилактических программ, реализуемых на базе учебного заведения. При этом организация профилактической работы в школах, колледжах и техникумах является только частью комплекса необходимых мер, поскольку, когда педагоги обращают внимание родителей на изменившееся поведение ученика и рекомендуют им обратиться к специалисту, мамы и папы нередко игнорируют советы и рекомендации педагогов, предпочитая безоговорочно доверять своему ребенку.

В сфере профилактики зависимостей часто возникает вопрос: почему человек начинает экспериментировать с алкоголем, наркотиками и другими веществами?  Сегодня в «группу риска» попадает молодежь, начиная с 10-12 лет, не способная противиться зависимости, в том числе из-за отсутствия знаний и жизненного опыта. Самые популярные наркотики среди молодежи - это синтетические смеси JWH и соли, которые являются синтетическими аналогами каннабиноидов, но на порядок сильнее. Учитывая, что болезнь «зависимость» невозможно вылечить и она остается с человеком на всю жизнь независимо от длительности ремиссии, её можно предупредить, своевременно объяснив человеку о негативных последствиях употребления. 

Работа с родителями – одно из самых актуальных и эффективных направлений в профилактике зависимостей. Основная задача специалистов Ассоциации Урало-Сибирского региона «Урал без наркотиков» – объяснить, как и почему формируется зависимость от психоактивных веществ. Ведь именно с помощью родителей человек, поведением которого управляет зависимость, может получить необходимую профессиональную помощь.
Профилактическая работа, которой мы занимаемся, носит комплексный характер и направлена не только на сами «группы риска», но и включает в себя взаимодействие со всеми, кто каким-то образом участвует в формировании личности подростка:

  • обучение преподавателей, школьных психологов, социальных работников навыкам проведения профилактической работы с учащимися, их родителями;
  • проведение профилактических мероприятий с учащимися из социально неблагополучных семей;
  • проведение бесед с родителями подростков, подозреваемых в употреблении психо-активных веществ;
  • организация свободного времени учащихся, что способствует предотвращению употребления наркотических и психоактивных веществ, а также формирует сознательный выбор молодежью здорового образа жизни;
  • взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по профилактике зависимостей среди детей и подростков;

Обращаем Ваше внимание, что тематика и порядок проведения лекций, семинаров, социальных опросов, викторин, конкурсов, занятий с элементами тренинга в целях профилактики употребления наркотических веществ и иная деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, в обязательном порядке согласовывается с работниками системы образования.

Нами разработаны методические рекомендации, которые предназначены для родителей, педагогов, социальных работников, психологов и других специалистов, занимающихся проблемой профилактики наркозависимости.

Сотрудничество родителей

Как уберечь подростка от употребления наркотиков и алкоголя? В данном методическом материале представлены практические рекомендации, следуя которым родители смогут наладить доверительные отношения с подростком, а при устойчивых подозрениях, что ребенок начал употреблять наркотики, своевременно обратиться за профессиональной помощью.

 

Навыки поведения в сложной жизненной ситуации

Идея разработки данного методического материала появилась в 2016 году, с целью создания условий для формирования потребности в освоении психологических навыков поведения в трудной жизненной ситуации, осознания последствий употребления психоактивных веществ (ПАВ) и укрепления фундамента выздоровления каждого члена семьи.

 

Профилактика в учреждениях

Школы, техникумы и вузы предоставляют собой удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся. Данные методические рекомендации предназначены для педагогов, практических психологов и других специалистов, занимающихся проблемой профилактики наркозависимости среди молодежи и подростков.