Сотрудничество родителей

Сотрудничество родителей

Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком

Уважаемые родители!

Кризис подросткового возраста – одна из главных проблем в воспитании ребёнка. Активная физиологическая перестройка всего организма подростка вносит определённые изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми, в том числе с родителями. Значение семьи для ребёнка в этом возрасте велико. Ему как никогда необходимо внимание, тепло и забота, понимание и доверие родителей. Для родителей важно знать, какие особенности поведения присущи ребенку в подростковом возрасте, чтобы преодолевать проблемы, которые могут возникнуть в период взросления подростка. В данном материале представлены основные типы таких проблем и практические рекомендации, которым стоит следовать родителям для их преодоления, умения выстроить гармоничные отношения, правильно общаться с подростком и наладить с ним доверительные отношения.

И все же стоит насторожиться, если проявляются несколько из следующих перечисленных признаков (пять и более из разных групп):

1. Физиологические признаки:

  • бледность или покраснение кожи;
  • несвязная, замедленная или ускоренная речь;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
  • резкие скачки артериального давления;
  • расстройство желудочно-кишечного тракта;
  • потеря аппетита, снижение веса, сонливость.
  • трудное пробуждение по утрам, невнятная речь; 

2. Поведенческие признаки:

  • резкое снижение или повышение активности;
  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
  • потеря интереса к учебе, увлечениям, пропуски занятий;
  • появление подозрительных приятелей, резкое изменение круга друзей;
  • появление скрытости в поведении, отказ сообщать о своем местонахождении;
  • позднее возвращение домой в необычном состоянии; 
  • уходы из дома
  • одежда длинный рукав в достаточно теплый день.
  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
  • частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;
  • частое вранье, изворотливость, лживость;
  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
  • неопрятность внешнего вида;

Важно сделать правильные выводы и учитывать, что некоторые признаки совпадают с типичными особенностями подросткового поведения.

3. Родители, Вас должно насторожить очевидные признаки:

  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
  • увеличение требуемой суммы денег на карманные расходы;
  • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
  • закопченные ложки, фольга;
  • наличие у ребенка капсул, пузырьков, жестяных банок, ампул, тюбиков из-под клея;
  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
  • папиросы в пачках из-под сигарет.
  • исчезновение денег или ценностей из дома;

Главный вопрос, который мучает всех родителей: почему ребенок начинает экспериментировать с алкоголем, наркотиками и другими веществами, и каковы факторы риска.

Мы выделим три основных причины:

  • начинают принимать наркотики или алкоголь из любопытства;
  • под влиянием друзей;
  • из желания убежать от проблем.

Вместе с тем, есть причины, приводящие ребенка к употреблению наркотиков и алкоголя, возникшие в результате неблагоприятных семейных отношений:

  • Неадекватная заниженная или завышенная самооценка;
  • Отсутствие четкой цели в жизни, отсутствие заботы о себе и о своем здоровье;
  • Недостаток любви и поддержки в семье;
  • Эмоциональная боль, разочарование в семье от психической (а иногда и физической) травмы, полученной в детстве от родителей;
  • Гиперопека со стороны родителей, отсутствие навыков самостоятельного приема решений, повышенная внушаемость;
  • Низкая устойчивость к стрессам, неумение справляться с трудностями;
  • Неумение получать удовольствие, удовлетворение от повседневной жизни;
  • Отсутствие нравственных ценностей, внутреннего стержня.

Как уберечь ребенка от употребления наркотиков и алкоголя? Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.

  • Выберите позицию личной ответственности за своего ребенка, свою семью. Не ждите, когда беда постучится к Вам в дом. Читайте литературу, найдите время, чтобы говорить с Вашим ребенком на темы наркомании.
  • Создайте в своей семье атмосферу любви, доверия и безопасности, вырабатывайте ясные и справедливые правила совместной жизни, выполняйте взятие обещания, интересуйтесь заботами и проблемами ребенка, его внутренним миром.
  • Развивайте в ребенке навыки самостоятельного приема решений, инициативу, собственный взгляд на происходящее. Лучше, чтобы Ваш ребенок был ведущим, а не ведомым.
  • Умейте слушать. Поймите, чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.
  • Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.
  • Учите ребенка справляться с трудностями и неудачами, а не избегать их, говорите, что отрицательный опыт – это тоже опыт.
  • Учите ребенка видеть и понимать красоту окружающего мира, учите получать удовольствие в повседневной жизни (от природы, хорошей книги, общения с интересными людьми и т.д.)
  • Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников, предлагающих наркотики.

Вашему ребенку необходимо предоставить выбор самому решить никогда не прикасаться к наркотикам или алкоголю. Ваша роль должна быть не запрещающей, не наставляющей, а поддерживающей, принимающей, информирующей.

Мнение самих наркозависимых

Полноценная здоровая семья:

  • родители без зависимости от ПАВ;
  • братья, сестры, бабушки, дедушки;
  • семейные традиции;
  • рассказы о предках.

Взаимодействие родителей друг с другом:

  • не противоречить друг другу в запретах и поощрениях для ребёнка;
  • не скандалить в присутствии ребенка;
  • быть примером для ребенка, чтобы он мог гордиться своими родителями;
  • «нет!» – двойным стандартам. 

Доверительное общение родителей с детьми:

  • неформально интересоваться, как у ребенка прошел день;
  • выслушивать рассказы ребенка о его проблемах без критики и осуждения (задавать вопросы вместо наставлений); 
  • делиться своими проблемами и рассказывать о своих делах;
  • спрашивать у ребенка совет, как поступить в той или иной проблемной ситуации, и потом рассказать, как разрешилась эта ситуация.

Приучение ребенка к ответственности: 

  • давать право на ошибку с последующим «разбором полетов»; 
  • согласовать с ребенком его личную ответственность за какие-либо домашние дела;
  • не делать за ребёнка то, что он может сделать сам; 
  • давать ребенку право самому решать, чем он хочет заниматься, поддерживая его выбор и не переводя хобби в обязанность.

Общение ребенка с друзьями:

  • разрешать ребёнку приводить своих друзей домой, когда сами родители дома;
  • знакомиться с друзьями ребенка и интересоваться их жизнью;
  • участвовать в организации совместного досуга ребенка и его друзей;
  • не указывать ребенку, с кем ему следует общаться, а с кем не следует;
  • никогда не ругать ребенка в присутствии его друзей (и вообще в присутствии кого бы то ни было)!

Адекватный контроль за жизнью ребёнка:

  • уважать личное пространство ребёнка (спрашивать разрешения войти в его комнату или взять его вещи, не проверять карманы и не читать личную переписку);
  • не подозревать ребёнка в наркомании, если кто-то из его окружения начинает употреблять ПАВ.

Обсуждение с ребенком проблемы наркомании:

  • начинать разговоры на эту темы с 11-12 лет!
  • вместе просматривать видеоматериалы о последствиях наркомании с последующим обсуждением, используя при этом в качестве инструмента вопросы, а не нотации и увещевания.

Донесите до Ваших детей, что:

  • Вслед за удовольствием от принятия наркотиков наступают физические муки;
  • Портится физическое здоровье;
  • Резко снижаются умственные способности;
  • Высокий риск заражения СПИДом, другими инфекционными заболеваниями;
  • Уменьшается и сходит на нет половая потенция;
  • Подросток лишается будущего;
  • Те, кто употребляет наркотики – не самые крутые. Они самые глупые. Продажа наркотиков – большой бизнес и наркоман играет в нем роль пешки, дурочка, который расплачивается за свою глупость не только деньгами, но и своей жизнью.

Ваши действия при устойчивом подозрении, что Ваш ребенок начал употреблять наркотики:

1. Прежде всего, не поддавайтесь панике, внимательно понаблюдайте за ребенком.
2. Соберите максимум информации для себя:

  • все о приеме ПАВ вашим ребенком;
  • все о том обществе или компании, где ребенок оказался втянутым в употребление ПАВ;
  • все о том, где можно получить совет, консультацию, помощь, поддержку.

3. Если подозрения подтверждаются, не оттягивайте «момент истины». Горькая правда лучше сладкой лжи.
4. Ни в коем случае не ругайте, не угрожайте, не бейте.
5. Сообщите Вашему ребенку о своих подозрениях, при этом старайтесь его не обвинять, а уточнять.
6. Меньше говорите – больше делайте. Наберитесь терпения и спокойно объясните ему, что не одобряете его выбор, дайте ему полную информацию о том, что его ждет в будущем, если он откажется от лечения.
7. Ваша задача найти с Вашим ребенком общий язык, подход, быть ему опорой и поддержкой в трудной и, как правило, непонятной для него жизненной ситуации.
8. Не допускайте самолечения. 
9. Не пытайтесь бороться в одиночку, не делайте из этой болезни семейной тайны, обратитесь за помощью к специалистам. 
Наркоманию можно победить только тогда, когда с каждым подростком в каждой школе, в каждом семье будет проводиться регулярная работа по формированию правильного отношения к наркотикам и алкоголю. 

Родители еще здоровых детей, каждый задайте себе вопрос: «Что я САМ сделал, чтобы мой ребенок не стал наркоманом?»

И начинайте действовать уже сейчас! Всегда надо помнить – в одиночку вам не справиться, в таких случаях необходимо обращаться за помощью к специалистам.  
Мы уважаем Ваше решение обратиться за профессиональной помощью, и беремся за самых трудных пациентов, возвращая их к здоровому образу жизни.