Создать Интернет-сайт и размещать на нем рекламу сегодня достаточно просто, часто для старта даже не нужно обладать профессиональными навыками. Это могут сделать неравнодушные пользователи, общественники, но также это доступно и мошенникам. Надежность некоторых сайтов не вызывает сомнений, например, если речь идет о Министерстве здравоохранения Свердловской области. Логика очень проста – Министерство у нас одно, и сайт у них один. Задайте себе вопрос: сколько в сети стало различных справочников наркологических центров и сайтов организаций, занимающихся общественной деятельностью под видом реабилитационных центров?
При этом количество негосударственных организаций Свердловской области, профессионально и на долговременной основе осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача, практически не меняется.
Возникает вопрос: кто все эти люди и сайты, буквально повсеместно навязывающие «помощь»? Безопасно ли иметь с ними дело? Как проверить реабилитационные центры-однодневки, которые быстро открываются на энтузиазме одного-двух людей и также быстро распадаются из-за своей плохой организованности, некомпетентности, неопытности и малой эффективности? К сожалению, люди, попадая в подобные организации или наркологические клиники, не получив ожидаемой помощи, а только потеряв время и деньги, могут потерять и последнюю надежду на выздоровление, думая, что все центры реабилитации одинаковы. В этой статье предлагаем поговорить об этом на языке фактов, рекомендаций от МВД и Лаборатории Касперского, ссылки на них приведены в конце статьи.
Любой опытный пользователь Интернет и тем более специалист в области веб-разработки видит ряд признаков, которые либо вызывают доверие к организации либо подсказывают поискать другой ресурс.
- Проверьте адрес организации
Добросовестные организации заинтересованы в том, чтобы их было легко найти на карте Яндекс, Google, 2GIS, в навигаторе. Спросите себя, как вам и вашей семье может помочь организация без определенного места деятельности? Без лицензии на оказание медицинской помощи или договора о сотрудничестве с государственным медицинским учреждением? Мошенники, конечно, предпочитают скрываться. В процессе может оказаться, что такого учреждения по адресу вообще не существует — и такое не редкость в наше время. - Смотрим содержимое на эмоции
Тесты, картинки, истории с плачущими детьми и рыдающими родителями, которые разрывают сердца и бьющие через край эмоции. Все для того, чтобы усилить эмоции человека еще до того, как в дело включится логика и здравый смысл.
Реабилитация – это в первую очередь осознанное решение, а не игра на чувствах несчастных. Профессионалы, желающие помочь, не станут буквально втаптывать в эмоции, а постараются донести до человека – ситуацию можно изменить.
И наоборот. Вы действительно верите, что наркомана повезут на курорт в гостиницу? На сайте должна быть правда, а не курорт. Просто посмотрите в поиске по картинкам, очень вероятно, что фотографии-то ненастоящие, а взяты в буквальном смысле с сайта какого-то санатория – это легко проверить в сервисе «Google Картинки» или «Яндекс.Картинки».
Ох уж эти психологические уловки из серии «коммерческих продаж»… - Задумайтесь, Вы понимаете, о чём вообще сайт?
Это парадокс современности, но справочник должен быть ….. справочником! Законодательство не запрещает рекламу справочника, или сайта помощи, и часто функцию контроля лечебных заведений берут на себя общественные организации под видом реабилитационных центров. Создают справочники только для привлечения клиентов – именно так – «клиентов», а не пациентов.
Задайте себе вопрос, кто действительно будет лечить Ваших близких? - Организация не имеет в интернете никаких отзывов. Кстати, искать отзывы нужно на сторонних ресурсах с жесткой модерацией. А на самом сайте должна быть работающая форма для отправки отзыва.
- На сайте организации представлена только общая информация. Нет никаких новостей, истории ее развития, партнеров и фотографий. Стоит задать вопрос, а есть ли что-то у организации? У однодневок, конечно, нет.
- К слову, о партнёрах. Часто можно встретить информацию о партнёрах - известных компаниях. Возможно. Но что называть сотрудничеством? Например, сдача анализа на ВИЧ в СПИД-центре – является ли сотрудничеством? Ответ – нет, это является ….сдачей анализов.
А вот совместные проекты, профилактические занятия, мероприятия – это сотрудничество. - Поищите, вспомните похожие сайты
Мошенники делают сразу много похожих сайтов. Затем, когда один или несколько сайтов заблокируют по решению суда или из-за жалоб пострадавших пользователей, они просто будут использовать оставшиеся. - Проверьте компанию по реестру юридических лиц
Это проще, чем в Яндекс или Google. Скопировать ИНН организации и вставить его в поисковую строку на сайте Федеральной налоговой службы.
Чем занимается организация? Реабилитацией или экономической деятельностью? - Проверьте, на кого зарегистрирован домен
На сайте каждого крупного регистратора доменных имен есть для этого специальная страница WHOIS.
Реальные публичные организации не боятся огласки и ответственности, всегда покупают домен, используя юридические данные фирмы.
Да, конечно, любой гражданин и сотрудник может зарегистрировать на своё имя домен сайта. А может ли любой гражданин оказать помощь? Если организация регистрирует домен не на юридическое, а на физическое лицо, и говорит «так было проще», не станет ли она после ненадлежащего лечения говорить те же самые слова – «так было проще»? Налицо банальная халатность. - Сам сайт имеет адрес http вместо https (защищенный протокол),
Организация не беспокоится о безопасности пользователей, при этом для честной организации технически это сделать - минутное дело.
При написании статьи использовался не только личный опыт, а также материалы МВД РФ, Управления «К» МВД РФ, Лаборатории Касперского.
Ссылки
Управление "К": справочные материалы, направленные на профилактику мошеннических действий в сети Интернет // Управление "К" МВД РФ
Интернет-мошенничество - памятка для граждан // МВД РФ
Как распознать мошенников в Интернете: два способа, простой и сложный // АО «Лаборатория Касперского»