Сегодня руководитель направления социальной адаптации Сергей Веретенников проводит экскурсию по просторному офису в центре Екатеринбурга. В нескольких комнатах идут консультации, в ходе которых мультипрофессиональная команда помогает людям с алкогольной зависимостью и опытом употребления наркотиков, а также их родным и близким.
Человеку, который пережил трудную жизненную ситуацию, оказавшую влияние на его физическое, психическое, эмоциональное и социальное здоровье, даже после реабилитации необходимо начать путь ресоциализации.
Ресоциализация – это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения, во время которых человек переживает резкий разрыв со своим прошлым и чувствует потребность в обретении новых установок и навыков, переоценке ценностей, поиске актуальных целей и смыслов жить дальше. Говоря доступным языком, ресоциализация является возвращением в полноценную жизнь человека. Безусловно, в этот непростой период жизни человеку требуется психологическая и психотерапевтическая помощь и поддержка.
Мы работаем на основании лицензии ЛО-66-01-005960, выданной Министерством здравоохранения Свердловской области, и занимаемся не только медицинской деятельностью по направлениям: психиатрия, психотерапия и наркология, но и оказываем социальную помощь в условиях дневного стационара. На этапе ресоциализации участников программы сопровождает психиатр, психотерапевт, клинический психолог, семейный терапевт, социальный работник и равный консультант.
Руководитель направления социальной адаптации Сергей Веретенников
— Расскажите про работу психологов в центре ресоциализации? Какова длительность их занятий с участниками программы?
— Полный курс адаптации длится 2 месяца. Участники программы всегда охотно взаимодействуют с психологами на терапевтических группах - ведь они, безусловно, несут пользу их выздоровлению. Занятия проходят три раза в неделю как в групповом, так и в индивидуальном форматах. Чтобы работа с этой категорией людей была эффективной, психологами проводятся аутотренинги, используются релаксационные техники, применяется арт-терапия с целью стабилизации эмоционального состояния. Разработаны психокоррекционные мероприятия (по активизации процессов мышления, памяти, восприятия), которые составлены с учетом особенностей людей с синдромом химической зависимости.
Особое внимание уделяется работе с чувствами, мыслями и восстановлению социальных связей - психологи помогают перевести полученные знания в рамках индивидуальных консультаций в практическое пространство группового взаимодействия.
Также при необходимости психологи могут провести семейную консультацию. Ведь после выпуска из реабилитационного центра в семье могут возникнуть конфликты и недопонимания - решать их тоже не стоит изолированно.
— Программа ресоциализации включает в себя какие-то дополнительные занятия, направленные на предотвращение возврата к употреблению у зависимых?
— В сфере лечения зависимостей это называется срыв. Каждую неделю по 2 часа, согласно расписанию дня, проходят занятия по профилактике срыва. Работа проводится на базе рабочей тетради по профилактике срыва и включает в себя несколько разделов: понимание процесса срыва, определение ситуаций высокого риска, способы справляться с ситуациями высокого риска, способы определять и справляться с тягой, способы определять и уменьшать социальное давление, управление злостью в трезвости, свободное время в трезвости (управление скукой), создание долгосрочного плана трезвости, сбалансированная жизнь и трезвость, что делать, если срыв произошел, ежедневная практика профилактики срыва.
Основной целью таких занятия является обучение тому, как определить предвестников срыва, предотвратить негативную динамику и воспользоваться навыками для сохранения трезвости, игнорирование которых может увести далеко в сторону от выздоровления.
— Какая разница между постлечебной программой, программой ресоциализации и социальной адаптации?
— Никакой, всё это одна программа. Термины были введены в разное время разными организациями. Я считаю, что наиболее корректное название - программа социальной и психологической адаптации. Но приходится использовать разные названия, чтобы донести для широкого круга лиц.
— Что еще может помочь снизить риск возврата к употреблению по завершению программы ресоциализации?
— По окончанию программы ресоциализации участникам предоставляется возможность волонтировать в реабилитационных центрах и продолжать получать необходимую поддержку всех специалистов и психологов. Волонтерство, безусловно, способствует снижению риска возврата к употреблению и может составлять от двух месяцев и более (по желанию участника). Волонтерство происходит посменно. Есть и выходные дни, в которые участники программы могут заниматься решением социальных проблем (продолжение обучения, трудоустройство, взаимоотношения в семье и многое другое).
Выпускник постлечебной программы всегда может обратиться к специалисту Центра, получить индивидуальную консультацию и поддержку. Также в сопровождение выпускника постлечебной программы входит организация совместного проведения досуга. Предоставляется возможность проведения спикерского собрания в реабилитационном центре (обмен опытом). По любым возникающим проблемам и вопросам выпускник центра всегда может нам позвонить и попросить помощи.