Профилактика зависимостей в учреждениях

Профилактика в учреждениях

Профилактика и раннее выявление случаев употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи в образовательных учреждениях.

Данный информационный материал посвящен социально-значимой проблеме современного общества – значительному росту подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков и молодежи на сегодняшний день стала уже очевидной. 

Школы, техникумы и вузы предоставляют собой удобную возможность охватить профилактикой все возрастные группы учащихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами (дети с отклоняющимся поведением, отстающие в учебе или с вероятностью  «выпадения» из социальной среды). 

Именно работники системы образования – социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители и учителя – могут воздействовать на убеждения и позицию молодежи и выступать основными проводниками профилактических программ, реализуемых на базе школы.

Безусловно, для эффективности проводимой работы необходимо заручиться всесторонней методической и практической поддержкой внешних специалистов.

Данный материал предназначен для педагогов, практических психологов и других специалистов, занимающихся проблемой профилактики наркозависимости.

Выявление лиц с наркотическими проблемами до настоящего времени вызывает большие трудности. Несмотря на то, что медицинские учреждения, наркологические больницы, диспансеры и реабилитационные центры поддерживают тесную связь с образовательными учреждениями, оказывают медицинскую помощь и создают благоприятные условия для реабилитации и ресоциализации участника программы реабилитации, фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма. Наибольшую результативность имеет построение профилактических мероприятий на базе общеобразовательных учреждений среднего звена и в учреждениях среднего профессионального образования - колледжах, техникумах и лицеях. Эффективность этого подхода объясняется как возможностью популяризации здорового образа жизни путем широкого охвата детско-юношеской аудитории, так и возрастом начала первых проб наркотических и других психо-активных веществ (ПАВ), приходящихся, как правило, на время обучения в средней и старшей школе, в профессиональных образовательных учреждениях. Важность первичных профилактических мероприятий и ранней диагностики случаев немедицинского потребления ПАВ, включая алкоголь и табак, объясняется высоким уровнем распространенности зависимости на территории Уральского федерального округа и ее тяжелыми медицинскими и социальными последствиями.

Уважаемые учителя, знайте:

  • самые распространенные наркотические вещества – это курительные смеси (популярное название “спайсы” или “скорость”);
  • наркотики представляют собой высушенные и измельченные части растений, пропитанные наркотическим веществом, либо порошок белого цвета, либо мелкие кристаллы;
  • наркотики распространяются в том числе в учебных заведениях, через всем доступную сеть Интернет, по почте и др.;
  • распространители наркотических веществ несут уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством, вплоть до лишения свободы.
  • Уважаемые учителя, помните, что признаками употребления наркотических веществ являются:
  • снижение интереса к учебе, хобби, привычным занятиям спортом;
  • частые пропуски учебных занятий;
  • акцентуации характера личности (агрессивность, раздражительность, скрытность, отчужденность);
  • резкие перемены настроения;
  • компания подростка состоит из лиц более старшего возраста;
  • красные глаза, сужение или расширение зрачков;
  • изменение темпа речи;
  • изменения в весе, потливость;
  • следы от уколов, синяки;
  •  наличие атрибутов для употребления (шприцы, трубки, бутылки, вата и другие);
  • неопрятный внешний вид.

Практические рекомендации

  1. освоение современных технологий предупреждения формирования зависимости от ПАВ;
  2. обучение педагогов навыкам проведения профилактической работы с учащимися, их родителями;
  3. профилактика распространения случаев алкоголизации и наркотизации учащихся;
  4. пропаганда здорового образа жизни;
  5. проведение психолого-педагогического анализа социальной ситуации по выявлению неблагоприятных факторов, способствующих возникновению и распространению наркозависимости среди детей и подростков в образовательном учреждении;
  6. проведение профилактических мероприятий в отношении учащихся из социально неблагополучных семей; 
  7. проведение бесед с родителями подростков, подозреваемых в употреблении ПАВ (рекомендуется мотивировать родителей учащегося посетить наркологический диспансер или кабинет врача-нарколога для установления достоверности фактов употребления наркотика); 
  8. взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по профилактике зависимости от ПАВ среди детей и подростков; 
  9. совместная работа с консультационными кабинетами и реабилитационными центрами, в том числе для организации совместных профилактических и консультационных мероприятий;
  10. 1организация свободного времени учащихся, широкое вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, а также в дополнительное образование, что способствует предотвращению употребления наркотических и психоактивных веществ, а также формирует сознательный выбор молодежью здорового образа жизни.

Если учащийся неоднократно замечен в употреблении ПАВ, необходимо совместно с родителями обратиться за консультативной помощью к специалистам. Не откладывайте, ведь первичная мотивация является ключевым этапом к изменениям в образе жизни алкоголика или наркомана. Важнейшую роль здесь играет профессионализм специалистов, проводящих мотивационную работу, поскольку от этого зависит решение, которое может спасти человеку жизнь.

Обратиться к специалистам

Профилактическая работа Ассоциации Урало-Сибирского региона «Урал без наркотиков» включает: 

  1. профилактику и раннюю диагностику случаев употребления ПАВ подростками и молодежью в образовательных учреждениях (в том числе, работу с неблагополучными семьями и подростками из группы риска);
  2. работу консультационного кабинета для оказания психологической и социальной помощи наркозависимым;
  3. мероприятия по первичной профилактике и пропаганде здорового образа жизни среди учащихся средней школы, техникумов и вузов;
  4. мероприятия по первичной профилактике с родственниками учащихся школ, техникумов и вузов;
  5. проведение обучающих семинаров по вопросам профилактики наркомании для медицинских и социальных работников, педагогов, психологов, специалистов по делам несовершеннолетних и др.;
  6. проведение общественных акций, организацию спортивно-зрелищных, культурных и пропагандистских общественных мероприятий;
  7. проведение профилактики по ВИЧ-инфекции, использования анонимного экспресс-тестирования клеток на Анти-тела и первичной консультации;
  8. организацию и совместное участие в благотворительных акциях и мероприятиях;
  9. общественных городских акций на мероприятиях «День города, День Молодежи», использование скрининг-тестирования на диагностику алкогольной и наркотической зависимости;
  10. участие подростков в различных специально моделируемых ситуациях, когда они формулируют свою личную позицию в отношении ПАВ.

Мы активно развиваемся, наши консультационные кабинеты открыты в городах: Екатеринбурге, Полевском, Артемовском, Ноябрьске, Верхней Салде, Нижнем Тагиле.

Действуйте

Мы уважаем Ваше решение обратиться за профессиональной помощью и беремся за самых трудных наркозависимых, возвращая их к здоровому образу жизни. Наш офис находится в шаговой доступности от транспортных развязок по адресу: г. Екатеринбург, ул. Саввы Белых, д. 1. Офис расположен в самом центре города Екатеринбурга. Приходите в любое удобное для Вас время или позвоните по телефону горячей линии: 8-922-101-11-12.