Мы не сомневаемся в том, что можно совмещать работу и учебные курсы повышения квалификации, которые уже стартовали. Обучают наших сотрудников как в Школе консультанта Московского института психоанализа, так и Уральском институте Гештальта и современной психологии. А как иначе? Мы уверены, что успех организации и профессионализм ее сотрудников прямо пропорциональны, поэтому не устаём работать над собой, прибегая к профессиональной помощи тренеров со стороны.
Но вернёмся к теме нашей учебной встречи: «Профилактика эмоционального выгорания», которая оказалась очень актуальной и своевременной, особенно для тех специалистов, которые помогают другим - докторам, психологам, социальным работникам, представителям службы телефонов доверия, равным консультантам и их помощникам, а также тем, чья работа связана с сопровождением людей, находящихся в социально опасном положении, ситуациях семейного неблагополучия, острых кризисных состояниях, нарушениях психического и соматического статуса, людей, оказавшихся в состояниях, при которых им требуется специальная медико-социальная помощь из-за болезней алкогольной и наркотической зависимости.
Мы уже давно работаем в помогающей профессии и объяснять необходимость супервизии точно не нужно. Но для тех наших специалистов, которые ещё только начинают делать первые шаги в профессии консультанта по химической зависимости и намерены долго и качественно продолжать оставаться в системе взаимодействия «человек-человек», супервизия станет своего рода надёжной «подушкой безопасности», поможет прояснить собственные чувства, стереотипы профессионального поведения, выявить те пробелы, которые мешают им в понимании и разрешении сложных ситуаций в работе с зависимыми, проходящими курс реабилитации в центрах, и их родственниками на индивидуальных консультациях.
Сегодня наш формат новый, особенный, позволяющий найти новые смыслы в жизни и в профессии - метод «Балинтовских групп», начало которым было положено венгерским психоаналитиком Шандором Ференци в Будапеште. Только спустя 25 лет работа продолжилась в одной из Лондонских клиник начала 50-х годов прошлого столетия под руководством доктора Майкла Балинта.
Проводя ее с коллегами в наши дни под руководством квалифицированной ведущей Галямовой Ирины Викторовны, правдиво и очень терапевтично шутя, что «в голове у каждого своя елка», мы ещё раз убедились, что даже при значительном опыте и многолетней практике нам необходима обратная связь в трудных и неясных ситуациях работы с зависимыми и их родственниками.
Принципы, на которые мы опирались в работе по методу «Балинтовской группы»:
- в центре внимания находились трудности взаимоотношений участника группы с реабилитантами РЦ;
- акцент в работе делался на живом, связанном с практикой каждого участника группы и взаимном обучении;
- возможность практического использования результатов работы группы каждым ее участником;
- добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.
Этапы работы в нашей группе:
- Воспроизведение реального «трудного» случая из практики участника группы.
- Процедура «Постановка вопросов».
- Процедура «Варианты решения ситуации».
- Процедура «Конструктивная обратная связь».
Эти группы очень ценны, ведь многие идут на психопрофилактику, надеясь получить теоретические знания, и, соответственно, эта проблема не решается. Но это не наш случай. Мы уходим с группы с глубинным осознанием и расширением коррекционных процессов, ответами на волнующие рабочие вопросы, творческими идеями, практическими инструментами, которые помогут не на словах, а на деле сохранить себя и не сгореть на работе, тёплым ощущением настоящей коллегиальной поддержки для того, чтобы продолжать оставаться профессионалами своего реабилитационного дела.