Ранее мы писали полезный материал о том, что можно и чего нельзя писать в письмах участникам реабилитационного процесса, в связи с чем получили вопрос от родных и близких зависимых: «Как написать так, чтобы поддержать зависимого в трудный период?» Сегодня решено дополнить и расширить этот материал живыми примерами о том, какие слова помогут выразить сочувствие и показать близкому, что Вы на его стороне.
Вы спрашивали: «Как?» - мы отвечаем: мотивируя на успешную реабилитацию. Целительная сила слов поддержки обладает ни с чем не сравнимой терапевтической ценностью, даже Антуан де Сент Экзюпери в сказке «Маленький принц» писал: «Самого главного - не увидишь глазами, зорко только лишь сердце», - и мы присоединяемся к его словам, считая, что самое главное в письмах участникам реабилитационного процесса - всегда между строк.
Прошли времена серых, безликих будней употребления, сейчас самое время взглянуть под другим углом, дать простор для творчества речи в словах на бумаге. Именно в этой статье представлены мотивирующие фразы, которые помогут Вам воодушевиться целительной силой слов и следовать к намеченной цели - цели выздоровления всей семьи. Мы обратим внимание на некоторые технические моменты, которые придадут формальному стилю письма более личный, живой и поддерживающий характер. Предлагаем мини-шпаргалку по выбору.
Рекомендации психолога:
- Начните своё письмо с приветствия: «Здравствуй, сын», - это не составит особого труда и занимает секунды. Казалось бы, какая может быть польза от такой банальной фразы? Помимо изначальной цели переписки - обеспечить защищённость - создаётся ещё некое ощущение сопричастности к родному дому и принадлежности к своей семье.
- Если письмо ответное, то желательно поблагодарить за предыдущее письмо. Например: «Когда я получила твоё письмо и прочитала его, я очень обрадовалась». Позитивная коннотация - центр всего. Вы придали приподнятый эмоциональный настрой содержанию письма.
- Далее стоит упомянуть о своих намерениях. Например: «Сын реабилитация - это как некий тренинг личностного роста, который берет свои истоки ещё с давних времён в программе подготовки астронавтов NASA и имеет глубокий смысл в изменении моделей поведения в условиях ограниченного пространства с целью создания конструктивного взаимодействия между его участниками. А в твоём случае - знакомство с привычными моделями поведения, при помощи которых выбирают употребление и возможность их изменения в пользу ведения здорового образа жизни и получения от этого удовлетворения. Так что теперь, сын, ты как астронавт! И пришло время пройти свою предполётную подготовку сроком 9 месяцев с последующими тренировочными «полетами» в программе социализации и волонтерства». Такой письменный материал явно влияет на преодоление сопротивления, вносит ясность и помогает психологически ровно разложиться по длительной дистанции, а также создаёт мощный стимул и серьезный настрой к выздоровлению!
- Сообщите, как идёт Ваша работа над собой на группах для созависисимых родственников. Это тоже поддержит зависимого на первых месяцах реабилитации, пока он неустойчив. Например: «Оказывается, зависимость - это семейная болезнь, а не вопрос морали. У меня есть мои 100% пути, а у тебя есть свои 100% пути, при этом каждый из нас может пользоваться схожими инструментами 12-ти шаговой программы. Для меня это интересный способ личностного роста, знакомства с собой, возможность взглянуть на привычное под другим углом, увидеть свой вклад - программа роста и развития, которая подходит для каждого, у кого есть желание и готовность что-то изменить в своей жизни и быть сегодня хотя бы чуточку лучше, чем вчера. Я надеюсь, и ты найдёшь в себе силы заинтересоваться этими подходами к жизни - самореализации, свободы совести и общения». Лучше писать простым, понятным языком и не перегружать письмо программными словами.
- Пишите в письмах о своем состоянии и своих разных чувствах в здоровом формате «Я» - высказывание. Поверьте, это залечивает душевные раны. Например, можно использовать фразу: «Я бессильна перед твоей болезнью, ты для меня очень дорогой человек, и я очень ценю тебя».
- Если дома у Вас возникли проблемы, то опишите, что Вы конкретно предприняли для их решения, чтобы зависимый не нервничал и не бросал реабилитационный курс после прочтения письма. Например: «У меня поднялась температура, я вызвала скорую помощь. Тест на коронавирус показал положительный результат. Госпитализация мне не требуется, иду на поправку, уже работаю из дома на удаленке». И вот Вы на личном опыте продемонстрировали отличный пример самопомощи и самоподдержки.
- Задавайте открытые вопросы, которые превратят вялую беседу в захватывающий разговор, помогут почувствовать внимание и заботу с Вашей стороны: «Что нового ты узнал за время реабилитации?», «Что у тебя получилось на этой неделе?», «Что такое плохое и хорошее настроение?», «Что ты чувствуешь, когда я пишу тебе письма?», «Какая общая идея могла бы объединить нас в семью?», «Зачем посещать постлечебную программу после реабилитации?», «Если бы ты мог путешествовать во времени и увидел себя три года назад, какой бы совет ты себе дал?», «Что бы ты хотел, чтобы я написала тебе о себе?». Любопытство - двигатель любого учебного процесса, так что смело затевайте переписку с вопросами.
- Зависимый человек осознаёт, как болезненно, а порой обременительно для родных его состояние и на реабилитационной группе начинает закрываться. Ваши слова: «Просто знай, я всегда рядом», - позволят ему ощутить себя менее одиноким и более уверенным в общении.
- В конце письма можно выразить надежду на получение ответа, если у Вас есть потребность в этом: «Прощаюсь в ожидании ответа, твоя Мама» или «Пишу третий раз в поддержку в надежде получить ответ, с любовью твоя Мама».
Вышеперечисленные пункты - это не шаблонный образец письма. Мы понимаем, что у всех свои жизненные ситуации и обстоятельства. И речь идёт не о том, чтобы писать участникам реабилитационного процесса одинаковые письма с разницей в именах. Мы хотим дать ориентир в смыслах посланий и некую опору в применении практических навыков, полученных на группах для родственников, которые несомненно изменят качество семейных отношений.